Марианна (elven_gypsy) wrote,
Марианна
elven_gypsy

Categories:

Культура?..

Время больших культур прошло, в инфосфере сейчас гомогенный первичный бульон булькает. Через триллиончик-другой лет как раз породит разнообразие культурной жизни. А на настоящий момент - кто не успел, тот опоздал. Великие немцы, великие русские, великие евреи - те, конечно, по науке ... Лучшие в мире сказочники - англичане, лучшие фантасты - американцы, базовая цивилизация Азии, удержавшая право называться таковой, - китайцы, гениальные плагиаторы - японцы, содравшие с миру по нитке, создавшие красоту убийственной силы... ряд можно продолжать, но незачем, он и так для всех очевиден. Другое: не существует великой словацкой культуры, и великой новогвинейской, и великой удмуртской. Не сложилось исторически, и до следующего витка уже не сложится. На следующем витке, если он случится, первую скрипку возьмет кто-то неизвестный. Не те, кто сейчас относит себя к конкретным народу и культуре, - скорее, те, кем станут их потомки. Я даже гадать не буду, кто это будет: причудливо тасуется колода. А в сложной мозаике недавнего (но уже бесповоротного) прошлого видны определенные доминанты. Не существует "равноценности культур", культура - это результирующая человеческого ума и условий жизни. Равноценны человеческие жизни, причем не с практической, а с христианской (в первую очередь) точки зрения. Но поступки людей, их вклад в мир... он, извините, всегда разный. И по масштабам, и по последствиям. То же и с коллективным вкладом. Большинству ныне известных культур выпал исторический шанс подарить миру что-то хорошее. Одаренные люди рождаются везде, где-то больше, где-то меньше, с разным распределением по "специализациям", но рождаются. Но вот дальше - вопрос эстафеты: кто подхватил факел? куда понес? не загасило ли ветром? случилась ли цепная реакция идей? На выходе - здесь и сейчас - имеем сложную, многослойную карту. С определенными доминантами, причем диахроническими: где теперь Эллада? Ага, но попробуй отрицать ее фундаментальную роль для всей европейской культуры. Где были славяне, когда в Афинах спорили философы? А потом, в лице одной ветви своих относительных потомков, нагнали и в 19-20м вв. выдали одну из мощнейших культур планеты, способную впитывать и глубоко рефлексировать все чужое, что в ней отразится. А как насчет среднеазиатского культурного взлета? Уже и государств тех в чистом виде нет, города в пыль вбиты, но - Авиценна, Хайям, кто не знает? Впиталось в мировую культуру и науку. В этом процессе есть отставшие, есть навязавшие широкой аудитории свою культуру - силой отнюдь не культуры. Есть тихие одиночные голоса... У меня в детстве была книжка со стихами югославских поэтов, я ее наизусть знала, такие уж они классные были. Кто, кроме меня, помнит их в России, не говоря уж о мире? Никто. Но они были, и были хороши. Малым вкладом можно гордиться, как большим, - почему нет? Есть вещи негромкие, не масштабные, но с удивительном чистым звучанием, как те стихи. Но мировые доминанты определяются скорее глубиной, широтой, масштабом, вплетенностью во всеобщую историю. Единственное, что можно сделать сейчас, чтобы политкорректно стереть эти доминанты, - это обнулить все, что было до. Разными способами. Либо утопить в информационном шуме, либо обесценить, извратить бессмысленными трактовками - например, поисками черной кошки марксизма и ленини... а, простите, феминизма и либерализма в темной комнате, где кошки, как известно, нет. Поэтому человек, который не просто пиарит и продвигает культуру, близкую его уму и сердцу, а утверждает, что все культуры равны, кажется мне вовсе не просветителем, а - по отдаленным результатами своей деятельности - мракобесом, который устроил какой-то бодипозитив от искусства. Это правда похоже на лозунг "все красивы по-своему!". Да нет же, все привлекательны по-своему, и на всех найдутся свои восхищенные, потому что красота Лейлы - в глазах Меджнуна, как известно. Но истинно красивых - единицы. Это просто дар такой. Как спортивные данные, или способности к шахматам, или золотые руки. Близости к совершенству, явленной в моменте, надо уметь отдавать должное - все преходяще. Красота ходит по миру ветром, проявляется в одних, гаснет, потом рождаются другие... Так же ходит талант - невидимая эстафета. Почему так трудно это признавать - я не знаю.

И что придет на смену великим древним, отстоящим от нас зачастую лет на тридцать пять, - не знаю тоже.
Tags: мысля
Subscribe

  • 2. Голос флейты в ночи. Хон Гиль Дон.

    Корейские Робин Гуды. Их больше одного, и каждый многолик. Самый известный, конечно, Хон Гиль Дон, которого в СССР знали по одноименному…

  • Робин Гуды, хорошие и разные.

    1. Merrily, merrily. Робин Гуд - это детство, да?)) Я даже не помню, когда я о нем впервые услышала. Первым литературным впечатлением совершенно…

  • Стихи и нестихи.

    Нобелевская премия по литературе - примерно такая же смешная вещь, как Нобелевская премия мира, но инфоповодом будет она, ибо я хочу говорить о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • 2. Голос флейты в ночи. Хон Гиль Дон.

    Корейские Робин Гуды. Их больше одного, и каждый многолик. Самый известный, конечно, Хон Гиль Дон, которого в СССР знали по одноименному…

  • Робин Гуды, хорошие и разные.

    1. Merrily, merrily. Робин Гуд - это детство, да?)) Я даже не помню, когда я о нем впервые услышала. Первым литературным впечатлением совершенно…

  • Стихи и нестихи.

    Нобелевская премия по литературе - примерно такая же смешная вещь, как Нобелевская премия мира, но инфоповодом будет она, ибо я хочу говорить о…